Преподобномученик Николай (Ащепьев), игумен

Дни памяти
7 сентября
Первое воскресенье после 3 сентября – Собор новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских
В воскресный день 25 января либо в ближайший воскресный день – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Тропарь преподобномученику Российскому ХХ века, глас 1
Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Николае приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.
Кондак преподобномученику Российскому ХХ века, глас 3
Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Николае,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.
Житие
Преподобномученик Николай, в миру Ащепьев Максим Пименович, родился в 1878 г. в деревне Ново-Николаевка Роменской волости Елизаветинского уезда Херсонской губернии в крестьянской семье. Родители: Пимен Авксентьевич и Елена Авраамовна. Отец имел глинобитный дом, три десятины земли, из которых половину десятины занимал огород с фруктовым садом. В хозяйстве были две лошади, корова, поросята. Получил домашнее образование.
В 1912 г. вместе с братом Романом (в монашестве Рафаил) поступил в Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Николай и был рукоположен во иеромонаха.
После закрытия монастыря в 1922 году жил в монастырском скиту на озере Котокель, затем в Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре. В 1924 году был возведён в сан игумена.
В этот сложный для Забайкальской епархии период нехватки священнослужителей отец Николай совершал пастырское служение в сёлах Большая Кудара, Заиграево и др., где проживали старообрядцы и инородцы.
23 марта 1925 г. Чикойский монастырь был закрыт. В ноябре 1926 г. на имя владыки Даниила поступило прошение от Троицкой общины верующих бывшего Троицкого монастыря, в которой не было священника. Прихожане писали: «Благоволите в священники бывшего монаха Ащепьева, который временно исполняет должность заведующего Заиграевского прихода, т. к. иеромонах Николай Ащепьев ранее проживал в Троицком монастыре, верующим известный, такового желательно иметь у нас на приходе и желаем присоединиться к Читинской епархии».
Однако из Заиграево иеромонах Николай (Ащепьев) был перемещён на Камчатку. Решение о переводе иеромонахов, последних насельников Чикойского монастыря, было принято епископом Охотским, временным попечителем Забайкальской епархии Даниилом, который, в своё время, был благочинным Камчатских церквей. Камчатка нуждалась в укреплении православия, нужны были наиболее благочестивые и стойкие пастыри. За активную религиозную деятельность отец Николай неоднократно подвергался арестам и осуждениям.
С декабря 1927 по май 1928 гг. служил священником в селе Толбачик. Первый раз привлекался за распространение ложных сведений о советской власти летом 1928 г. На допросе 12 июня 1928 г. показал: «…я только и делаю, что служу в церкви, проводя религиозные обряды. Никаких бесед в частных домах и даже в церкви на религиозные и другие темы я не устраивал… Предъявленные мне пункты обвинения, как -то: агитация против советской власти, агитация против кресткома, компроментация коммунистических вождей, называя их жидами, – я категорически отрицаю…».
Постановление о передаче дела на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ составлено уполномоченным 60-го погранотряда Домманом, который предложил лишить отца Николая права проживания на Камчатке и в пределах ДВК.
22 октября 1928 г. о. Николаю (Ащепьеву) был определён срок – 3 года. В начале 1929 г. работал у крестьянина в с. Покровка, потом служил священником в пос. Архара Хинганско-Архаринского района Амурского округа.
В этом же году переехал в Петропавловск-Камчатский. 7 сентября 1929 г. был арестован в Петропавловске-Камчатском за «участие в контрреволюционной группировке». 23 декабря того же года приговорён к трём годам лагерей. Наказание отбывал в ИТЛ под Хабаровском.
После освобождения с 1933 г. проживал в г. Бобринец Кировоградской области. В июне 1934 г. переехал в с. Шурское Ростовского района Ярославской области, затем в с. Вексицы того же района. 18 мая 1935 г. был арестован в Ростове по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке». Проходил по групповому делу «дело игумена Николая (Ащепьева). Ростов, 1935 г.». 16 сентября 1935 г. был приговорён к трём годам лагерей. Был направлен в Бидаикское отделение Карлага (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, Казахстан), где работал на складе горючего.
В августе 1937 г. был арестован в лагере по обвинению: «участие в к/р монархической церковной группировке, нелегальные молитвенные собрания, служили панихиду по расстрелянным, клевета на конституцию СССР». Проходил по групповому делу «Дело митрополита Евгения (Зернова) и др., Караганда, 1937 г.».
Из материалов обвинения: «Осуждённый за к/р деятельность на воле, являясь по своему социальному положению, так и идеологически религиозным фанатиком… не только не изменил своих убеждений, но и, находясь в заключении, продолжал свою антисоветскую деятельность, проводя среди заключённых лагеря к/р религиозную агитацию и распространяя провокационные измышления, направленные на дискредитацию политики Советской власти и коммунистической партии». Виновным себя не признал.
В канун праздника Рождества Богородицы, 20 сентября 1937 г. тройкой при УНКВД по Карагандинской области был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение, но даты его исполнения в деле нет.
В 1989 г. был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. по 1929 г. репрессий.
29 марта 1990 г. реабилитирован прокурором Караганды по 1937 г. репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Лик преподобномученика Николая (Ащепьева) изображен на иконе во втором ряду на правой стороне (от центра вправо) третьим.


Источники:
- Все мы — Христовы: Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918–1953 годов : [в 3 ч.] / Сост. Еп. Вениамин (Лихоманов) [и др.].
- За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую Православную Церковь в Забайкалье: биографический указатель. Авторы: Волнина Н.Н.; Леонова О.А.; Прокофьева Н.А.; Шильникова Т.Л.
- Забайкальские епархиальные ведомости. 1914. № 14.
- Камчатские персоналии (1917–1991): Общественно-политический справочник // Вопросы истории Камчатки. Автор: Пустовит В.П.
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университе; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. https://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
- Последние иеромонахи Чикойского монастыря. Автор: Григорьева Ю.А.
- Список святых, расположенных в среднике иконы. Хайлова О.И. (ПСТГУ).