Отличие Иисусовой молитвы от медитации

В некоторых внешних аспектах исихастская практика может быть схожа с медитацией: внимание сосредоточено в области сердца, дыхание может контролироваться, многократно повторяется молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Однако принципиальное различие – цель.
Протоиерей Сергий Баранов, который более 40 раз был на Афоне, где неоднократно общался с опытными исихастами, и сам имеет богатый духовный опыт, в том числе и в практике Иисусовой молитвы, говорит об этом так: «Цель Иисусовой молитвы – Христос, целью же медитации является поиск состояний». Через медитацию люди ищут умиротворения, какого-то «просветления», достижения разных психологических наслаждений. Но поиск таких психологических состояний не соответствуют православной традиции делания Иисусовой молитвы. Обращением ко Христу мы ищем прощения наших грехов, исцеления от страстей, приближения ко Господу Иисусу, сердечного соединения с ним. (Хотя, конечно, через эту святую молитву молящиеся его часто обретают глубокий душевный мир, который невозможно получить никакими психологическими тренингами или чем-то подобным).
И что еще важно отметить: когда человек правильно проходит молитву Иисусову, достигает определённых духовных состояний, он ясно осознаёт, что это дар Божий, а не результат его собственных стараний, как бывает в медитации.
Мы ищем общения с Богом, с Личностью. И сегодня Господь может дать нам мир и спокойствие, а завтра попустит скорбные обстоятельства, которые вскроют наши потаенные затаившиеся страсти, и все это будет дано для нашего смирения и спасения. Но когда мы прибываем в молитве Иисусовой, когда мы через нее соединяемся со Христом, все неминуемые для человека жизненные скорби переносятся гораздо легче, они приносят добрые духовные плоды, и в конечном итоге их бывает все меньше и они проходят быстрее.